С терминами игры Го можно ознакомиться, заглянув в Толковый словарь терминов игры го

 Игра в осаду
 Ежи Гижицкий, "С шахматами через века и страны" (гл. II: Дальние и близкие родственники), Варшава, "Спорт и Туризм", 1958. 
  Выдержка из книги польского журналиста "о роли шахмат в культуре и цивилизации человечества", как он сам охарактеризовал свой труд. Предисловие к книге написано Давидом Бронштейном.
 

Уже несколько тысяч лет в Китае играют в вей-хи, что значит "игра в осаду", являющейся своеобразным видом шашек. На доске, состоящей из 19 вертикально и стольких же горизонтально пересекающихся линий, ведут сражение два игрока. Каждый партнер в своем распоряжении имеет 180 камней. Цель игры состоит в овладении как можно большей территорией, а также в окружении камней противника. В дебюте участвует всего лишь несколько камней, и на доску поочередно ставятся другие, имеющиеся в запасе у каждого игрока. Китайские шашки вей-хи имеют богатейшие традиции, огромную и старую теоретическую литературу и в связи с оригинальной формой могут, пожалуй, проникнуть и в европейские страны.


 История возникновения игры Го
 Георгий и Дмитрий Ниловы, статья в книге: "Игры и Развлечения", издательство "Молодая Гвардия", Москва, 1990, книга 2   

На одном из российских турниров
За го-баном встречаются два мастера:
Георгий Нилов и Виктор Богданов

Го - настольная логическая игра. Как и в шахматах, в ней все зависит от способности игрока предвидеть ход игры, составить и воплотить в партии оптимальный план действий. Древние китайские легенды приписывают ее изобретение Яо и Шуню, первым из упоминающихся в летописях китайских правителей (XXVI-XXIII вв. до н. э.). Другие легенды называют автором Вей ци (одно из китайских названий игры) князя By, изобретателя иероглифической письменности и игральных карт. Существуют версии, которые связывают игру с гаданиями и космологией древних китайцев, считавших жизнь - противоборством двух начал. Некоторые современные историки предполагают, что игра была придумана математиками Центральной Азии в III тысячелетии до н. э. и уже из Индии проникла в Китай. Так или иначе в Китае семена игры упали на благодатную почву. В исторических хрониках можно найти упоминания о ней как о достойном времяпрепровождении. Поэты называли ее игрой политиков и дипломатов.

"Вей ци учит человека жить" - так выразил свое отношение к игре знаменитый мыслитель Конфуций.

В народе мастеров игры называли Ци-сей (в японском произношении Кисей). "Ци" - название игры, "сей" - "святой, чародей, волшебник". В наше время титул Кисей является одним из самых престижных. В 581-619 годах н. э. было создано первое десятитомное руководство по игре,посвященное в основном разбору тактических и технических приемов. Историки отмечают, что и шахматы, и го переживали период расцвета в эпохи бурного развития литературы и искусства.

В середине I тысячелетия н. э. игра через Корею проникла в Японию, где обрела свою вторую родину и современный вид. Ниже приводится описание модификации игры, известной всему миру под японским названием ГО. В Японии в VIII веке занятие ею было приравнено к упражнениям на музыкальных инструментах. Чуть позже были введены ограничения на атрибуты игры: простолюдинам разрешалось играть только галькой на грубых, необструганных досках. Затем игра почти на три века стала исключительной привилегией императорского двора. В музее древних национальных сокровищ в городе Нара хранится комплект, изготовленный для императора. Особым великолепием поражает доска, выполненная из древесины драгоценных пород и богато инкрустированная изображениями птиц и животных, а камни - из драгоценных камней красного и белого цветов.

Начиная с XII века го распространяется по всей стране, ею увлекаются феодалы и воины, монахи и ремесленники, причем за высокий уровень игры можно было получить денежное вознаграждение, титул или повышение по службе, что способствовало развитию теории и практики, появлению профессиональных игроков и преподавателей. В конце XVI века сильнейшим игроком Японии был Хонинбо Санся. Когда в 1603 году была учреждена Государственная академия го, возглавил ее Хонинбо. В рамках академии были сформированы четыре школы, представители которых разрабатывали теорию игры, воспитывали учеников, участвовали в регулярно проводившихся матчах и турнирах, консультировали любителей. Мастер, глава школы, выбирал среди лучших учеников преемника, который как бы по наследству получал его фамилию. Так, на смену Хонинбо I пришел Хонинбо II и так далее.

Тогда же была принята квалификационная система, существующая и сегодня, по которой игрок получает определенный разряд - дан: от первого - низшего, до девятого высшего. Система базируется на форовом принципе. Так, игрок, имеющий 9-й дан, чтобы партнеры находились в равных условиях, дает игроку 7-го дана один камень форы (ход), 4-го дана - два камня форы, 1-го - три камня. Заметим, что по оценке специалистов, каждый ход в начале партии "стоит" около 10 очков. Даны давались очень скупо, лишь на основе больших и стабильных успехов. Сильнейшему игроку страны присваивался титул "мэйдзин", что можно перевести как "виртуоз","мастер", "избранный". За 300 лет звания мэйдзин удостаивались только 9 человек,сейчас этот титул разыгрывается в турнирах.

Для японцев характерно отношение к го как к искусству. В классической теории игры, которая закладывалась в то время, важное значение имел принцип эстетической оценки позиции с точки зрения гармонии в расположении камней. Играть "некрасиво" считалось недостойным для профессионала. И действительно, "катачи" - "красивые формы" в го чаще всего оказываются самыми крепкими и эффективными. Японские мастера систематизировали основные формы этих построений, положили их в основу теории дзёсэки - дебютных вариантов в углу. Выбирая один, наиболее подходящий для данного случая, игрок как бы творит, а составленная им композиция черно-белых линий на фоне доски зачастую отвечает всем канонам прекрасного. Недаром первая заповедь го звучит:"Не стремись выиграть, а стремись сыграть красивую партию". В конце XIX века Академия го, причисленная к анахронизмам феодального строя, была закрыта. Возрождение игры началось в 20-х годах, когда в ее пропаганду включились газеты и журналы. В 1924 году была образована Ассоциация го Нихон Киин, объединившая как профессионалов, так и любителей.

Книга двух молодых мастеров Китани и Гозэйгэна, посвященная теории фусэки (дебюта в го), дала новый толчок в развитии го. Авторы выдвинули новую концепцию самой сложной части партии, изложив ее в живой и доступной форме. Стиль игры, предложенный молодыми мастерами, отличался от стиля классической школы большей "открытостью", смелостью, боевитостью. Постепенно менялось отношение к игре - го все больше становилась спортом. Матч между Китани и Хонинбо Шусаи, сыгранный в 1938 году, воспринимался современниками как столкновение двух эпох в истории го. Одна партия игралась в течение полугода. 14 раз игроки возобновляли игру после 3-5 дней перерыва. Контроль времени - 40 часов на партию каждому игроку. Драматической истории этого поединка, удивительной фигуре непобедимого Шусаи, проигравшего свой последний матч, посвящен роман Ясунари Кавабаты "Мэйдзин". Шусаи Хонинбо XXI стал последним наследственным Хонинбо: он передал титул Ассоциации Нихон Киин, которая устраивает ежегодные турниры на звание Хонинбо. Телевидение регулярно организует и показывает турниры с малым контролем времени – по 10 и 15 минут каждому игроку на всю партию. В стране открыты тысячи клубов,развернута обширная сеть курсов и школ для всех возрастов и степеней подготовки.

Регламент турниров по го сегодня стал более жестким: для обычных партий - от 3 до 5 часов каждому игроку, для особо ответственных поединков от 8 до 10, при этом партия играется два дня подряд, а перерыв между партиями составляет 7-10 дней. Чтобы уменьшить отрицательные последствия цейтнотов, была введена система байоми, по которой на обдумывание каждого хода в цейтноте дается ограниченное время, например, одна минута. Для любителей го в Японии ежегодно организуется несколько больших массовых турниров, стать победителем которых очень почетно. У них своя квалификационная система: кроме мастерских разрядов - данов, существуют так называемые кю - от 1-го кю - высшего разряда до 10-го кю - низшего. Эта система также построена на форовом принципе, но разница между разрядами точно равна количеству камней форы. Например, игрок 5-го дана дает игроку 2-го три камня форы, а игрок 1-го кю игроку 10-го кю - девять камней. Седьмой дан является самым высоким у любителей, имеют его в Японии только четыре человека. Регламент любительских соревнований сильно отличается от регламента профессиональных: от 30 минут до 2 часов каждому игроку на партию; байоми, если оно используется, не превышает 30 секунд на ход. В один день играется несколько партий, поэтому турниры любителей можно проводить в выходные и праздничные дни.

До конца прошлого века европейцы, посетившие Японию, рассказывали о го как о какой-то диковинке. Некоторое время ее называли "облавные шашки", что совершенно не отражало сути. В 1908 году в Европе вышел учебник по го, написанный немецким инженером Коршельтом, прожившим много лет в Японии и бравшим уроки у японского мастера. У истоков европейского го стояли экс-чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер и его однофамилец Эдвард Ласкер, международный мастер по шахматам, создавшие первый в Европе клуб любителей го. Впоследствии Ласкерам пришлось покинуть Германию, но они не забыли своего увлечения. Эдварда Ласкера, автора книги "Го и го-моку", считают "отцом" американского го. После второй мировой войны игра стала развиваться в Европе бурными темпами, резко возросло число клубов, начали проводиться соревнования, образовались национальные ассоциации в Англии, ФРГ, Австрии и Голландии. В 1956 году была создана Европейская федерация го, которая ныне объединяет федерации 22 стран, с 1957 года ежегодно проводятся чемпионаты Европы. С 1979 года проводятся личные чемпионаты мира среди любителей, а в 1982 году образована Международная федерация го.

На русском языке первая брошюра по го вышла в Петербурге в 1914 году, но большого распространения игра не получила. В начале 60-х годов интерес к го возродился: в 1962 году правила игры напечатал журнал "Юный техник", в 1965 - "Техника - молодежи". В 1965 году группа энтузиастов создала в Ленинграде первую в стране секцию. Позднее организуются и серьезные соревнования: "Турнир памяти Эммануила Ласкера", турниры на приз Общества дружбы СССР - Япония, на звание сильнейшего игрока Ленинграда.


На одном из юношеских европейских турниров

В 1975-1976 годах журнал "Наука и жизнь" опубликовал серию статей "Школа го". Активисты го в 70 городах страны образовали секции, в которых проводят работу по пропаганде игры и обучению новичков. В Ленинграде, Москве, Казани, Петрозаводске, Киеве, Сочи, Краснодаре проходят турниры, выросли молодые советские мастера. Пришел и первый успех: аспирант ЛГУ Алексей Лазарев, победитель конкурса решения задач в журнале "Наука и жизнь" 1975-1976 годов среди школьников, а теперь один из сильнейших игроков страны, завоевал второе место на европейском чемпионате по го 1987 года в Гренобле, опередив при этом большое число игроков 5-х и 6-х данов. А в 1988 году команда России в составе Валерия Соловьева, Алексея Лазарева, Виктора Богданова и Георгия Нилова стала чемпионом Европы. И наконец, в 1989 году была создана Федерация го СССР; игра была официально признана в стране как вид спорта.


 Развитие игры Го в Сибири
 Сергей Павлов, статья в Ежегоднике: "Российско-Японские отношения", Университет Саппоро, семинар Канэко, 1992 
  Статья специально написана для "Ежегодника" по просьбе профессора Р.Канэко (руководитель семинара по русскому языку), перед визитом двух новосибирских игроков в Саппоро в сентябре 1991 года. В "Ежегоднике", издающемся семинаром Канэко, публикуются различные материалы как на японском, так и на русском языке.
 

Многие замечательные истории начинаются с самого обыденного и простого. Так было и c возникновением в Новосибирске первого клуба любителей Го - этой "самой пленительной" и "самой древней" из всех известных в истории человечества настольных логических игр.

Однажды, в конце 1975 года я оказался в гостях у своего приятеля по случаю его дня рождения. После обычного для таких случаев застолья нам захотелось немного развлечься. В популярные в нашей стране шахматы мы наигрались ещё во время учебы в Новосибирском университете, поэтому решили попробовать что-либо новое. И тут я вспомнил, что недавно в журнале "Наука и жизнь" видел статью о какой-то древней восточной игре с очень простыми правилами. Попробовав играть, используя шахматную доску и фигуры, мы быстро выяснили, что наших представлений о правилах явно недостаточно, и я в ближайшее время постарался собрать все опубликованные в журнале материалы по Го.

С тех пор мы стали регулярно встречаться за импровизированной доской Го, нарисованной на листе бумаги или куске картона, используя в качестве фишек-камней сначала просто кусочки пластилина и кнопки, а затем разноцветные пуговицы.

В то же время публикации по Го в журнале продолжались и одновременно проводился конкурс решения задач. Решая конкурсные задачи и интенсивно играя между собой, мы быстро совершенствовались в своем умении. И вот сюрприз: в феврале 1976 года я неожиданно узнал, что в Новосибирском университете есть несколько человек, не меньше нас увлеченных игрой Го. Конечно же мы с приятелем присоединились к ним и было решено всем вместе регулярно собираться в университете - так зародился первый в Новосибирске, да и вообще в Сибири, клуб любителей игры Го.

Большинство членов нашего клуба познакомились с игрой Го благодаря публикациям в журнале "Наука и жизнь", а в целом около 50 человек из Новосибирска, участвуя в конкурсе решения задач, получили различные призы. В других городах страны, в том числе и в Сибири, также стали появляться клубы любителей Го. Первые всесоюзные соревнования были организованы в 1977 году и с тех пор в СССР ежегодно проводятся десятки различных турниров по Го. На Востоке страны Новосибирск является не только крупнейшим административным, промышленным и научным центром, но и важнейшим центром развития игры Го. В 1988 и 1989 годах здесь проводились турниры на кубок "Дружбы" с участием игроков из таких крупных сибирских городов как Томск, Красноярск, Барнаул. В Новосибирске регулярно проходят чемпионаты города и другие соревнования по Го.


Статья Масахиро Миякава с рассказом
о новосибирском "Клубе любителей Го"
и партия новосибирских игроков:
Немов Н. (черные) - Павлов С. (белые)
(еженедельник "GO Weekly" за 16.01.1978)

И здесь мне хочется отметить тот большой вклад, который вносят японские любители Го в развитие этой игры в Сибири. В Новосибирске хорошо помнят японского ученого Миякава Масахиро, который жил в Академгородке в 1975-77 годах и был частым гостем в нашем клубе любителей Го. Первое время Миякава-сэнсэй, у которого был 1 дан, играл с нами одновременно на трех-четырех досках, давая при этом по 5-6 камней гандикапа каждому из нас. Но вскоре уровень игры членов нашего клуба настолько вырос, что от сеансов одновременной игры пришлось отказаться. Когда же наступило время и Миякава-сан должен был возвращаться в Японию, сильнейшие игроки нашего клуба могли уже играть с ним почти на равных.

В последующие годы в Академгородке бывали и другие любители игры Го из Японии. Все они играли в Го в нашем клубе. Я помню как к нам приходил Оои-сан и я сыграл с ним партию в Го. Затем наши игроки неоднократно встречались за доской Го с Накагава-сан, который как и Оои-сан живет в Саппоро и не только хорошо играет в Го, но и прекрасно поет русские песни. В июле 1990 года в Новосибирск приезжал любитель Го 3 дана из Токио Катагири-сан, с которым мне довелось провести, играя в Го, почти два дня. Партии с Катагири-сан представляли очень большой интерес для меня, так как до этого мне не приходилось играть с японскими любителями Го такого высокого уровня. Ведь партия с сильным игроком может существенно углубить понимание игры Го, особенно если твой соперник из Японии - страны, в которой эта игра достигла наивысшего расцвета.

В последнее время в связи с расширением контактов между Японией и СССР в Новосибирск стали приезжать целые делегации из различных японских городов. Так, в августе 1990 года в Академгородке побывала группа студентов Университета Саппоро, которую возглавлял известный специалист по русскому языку, профессор Канэко Рикио. Так как Канэко-сан уже и раньше бывал в Новосибирске, то мы знали, что он является не только энтузиастом развития дружественных связей между университетами городов Саппоро и Новосибирска, но и большим любителем игры Го.

Две недели пролетели как два дня. Но несмотря на насыщенную программу, Канэко-сан находил время для игры в Го, стараясь использовать для этого любую свободную минуту. Во время встреч с Канэко-сан мы не только играли в Го, но и обсуждали перспективы дальнейшего развития Го в Сибири, расширения контактов между японскими и советскими игроками. Расставались мы с надеждой на новые встречи, так как нет лучшего способа для сближения людей, установления дружеских связей, чем общение за доской.

И вот наступил 1991 год. Начало нового года стало особенно памятным для любителей Го Новосибирска: в Академгородок из Саппоро вместе с Канэко-сан по приглашению ассоциации "Новосибирск-Саппоро" приехал очень сильный игрок Го Нэмото Сэйити, любитель 5 дана. В течение трех дней с утра и до позднего вечера гости встречались за доской с сильнейшими игроками Сибирской ассоциации Го. Так впервые в Сибири состоялся международный турнир, главным итогом которого стало дальнейшее укрепление дружбы между советскими и японскими любителями игры Го.

После завершения турнира Нэмото-сэнсэй дал высокую оценку уровню мастерства сибирских игроков Го и теперь двум сильнейшим игрокам Новосибирска предстоит поездка в Саппоро для участия в международном турнире, который Канэко-сан планирует организовать летом 1991 года.


 




Hosted by uCoz