Термин |
Краткая расшифровка, разъяснение |
КОМОКУ |
Пункт 3-4 |
Komoku
|
Пункт, часто используемый для построения СИМАРИ. Обеспечивает достаточно надежный контроль над территорией в углу, но слабее, чем САН-САН.
|
КОСУМИ |
Ход по диагонали |
Kosumi
|
Занятие пункта, находящегося от своих камней на расстоянии одного пункта как по вертикали, так и по горизонтали. Обеспечивает почти неразрезаемое соединение с выставленным камнем, если вблизи нет камней соперника.
|
МОЙО |
Наметки территории, обычно в широких рамках |
Moyo
|
Похоже на мешок - больше относится к территории, т.е. это территориальное образование, хотя еще и не верная территория. Однако стоит добавить один или два камня - и МОЙО превратится в верную территорию. Поэтому МОЙО соперника необходимо срочно уменьшать. Условно МОЙО, по воздействию на часть доски, можно рассматривать как ВЛИЯНИЕ с двух или трех сторон. Или по форме - как ПЛОТНОСТЬ с двух или трех сторон. Основное свойство МОЙО в том, что ценность хода на границе или внутри МОЙО при расширении МОЙО увеличивается. Поэтому философия го учит немедленно уменьшать МОЙО соперника, используя баланс территории, глубину МОЙО и возможность убежать уменьшающими МОЙО камнями к своим камням или выжить.
|
МОКУХАДЗУСИ |
Пункт 3-5 |
Mokuhazushi
|
Пункт, подобно КОМОКУ часто используемый для построения СИМАРИ. Большее ВЛИЯНИЕ камня на МОКУХАДЗУСИ распространяется на сторону доски, где стоит этот камень.
|
О-БА |
Большой пункт в ФУСЭКИ |
O-ba
большой пункт |
Пункт, занятие которого приносит много очков (обычно занимается в ГОТЭ).
|
ОКИ |
Ход, уничтожающий глаза |
Oki
ворующий глаза |
Часто применяемое ТЭСУДЗИ, имеющее цель недопустить построение двух глаз у атакуемой группы.
|
ПОННУКИ |
Форма, возникающая после взятия одного камня |
Ponnuki
|
Крестообразная форма камней в центре доски со свободным пунктом в центре креста. Возникает при окружении и снятии одинокого камня четырьмя камнями.
|
САН-САН |
Пункт 3-3 |
San-san
три-три |
Пункт, часто используемый для надежного обеспечения жизни и контроля над территорией в углу, но дающий слабое ВЛИЯНИЕ на стороны и центр доски.
|
СЭЙ-МОКУ |
Форовые пункты |
Sei-moku
|
Пункты доски 19х19, отмеченные точками: четыре ХОСИ в углах, четыре ХОСИ на сторонах и ТЭНГЭН - в центре. Используются при игре с ГАНДИКАПОМ (ФОРОЙ).
|
ТАКАМОКУ |
Пункт 4-5 |
Takamoku
вкус |
Пункт, совместно с КОМОКУ часто используемый для построения СИМАРИ. Большее ВЛИЯНИЕ камня на ТАКАМОКУ распространяется на сторону доски, где стоит этот камень. Слабые точки в углу - пункты САН-САН, КОМОКУ.
|
ТЭНГЭН |
Центральный пункт доски |
Tengen
центр Вселенной |
Пункт, являющийся одним из ФОРОВЫХ пунктов.
|
ФУСЭКИ |
Начальная стадия партии |
Fuseki
дебют |
Первыми ходами игроки стремятся разделить сферы ВЛИЯНИЯ: начинают с углов, затем делят стороны. Обычно на это уходит 15-40 ходов. Конец ФУСЭКИ и переход к следующей, средней стадии партии (ТЮБАН) характеризуется началом операций в центре доски.
|
ХОНИНБО |
Один из самых престижных го-титулов |
Honinbo
|
В средние века в Японии была башня с таким названием, в которой жил монах - сильнейший игрок своего времени. В последствии императором был учрежден титул ХОНИНБО, который сначала передавался по наследству, а затем стал разыгрываться в матче: в специальном турнире выявляется претендент, который получает право оспаривать титул у его обладателя. Сегодня по значимости в Японии титул ХОНИНБО занимает третье место после титулов КИСЭЙ и МЭЙДЗИН.
|
ХОСИ |
Пункт 4-4 |
Hoshi
звезда |
Пункт, занятие которого предполагает получение ВЛИЯНИЯ на ценр доски. Недостаточно контролирует угол, даже если есть поддерживающие камни на сторонах. Слабая точка в углу - пункт САН-САН, другая слабая точка - пункт 3-6 (КЭЙМА в каждую из сторон).
|