Rambler's Top100
Комплект для игры Го
Игра Го (Вейци, Бадук) в Сибири
Комплект для игры Го
Архив: 09/02/2004 indexR-1
  Белый камень Входная Белый камень Новости Белый камень Обучение Белый камень Рейтинг Белый камень Web-Го Белый камень Пресса Белый камень Архив Белый камень Ссылки Белый камень Гостиная Белый камень Форум Белый камень Инфо Белый камень  
Rambler's Top100
Игра Го (Вейци, Бадук) в Сибири
На странице предполагается размещать новости и текущую информацию, учебные, методические материалы по игре Го, известной на Востоке также как Вейци (Вейчи) или Бадук. Первым в Сибири был создан "Клуб любителей Го НГУ" в 1976 году. С тех пор неоднократно менялось как название клуба, так и его местоположение. Сегодня это "Ассоциация Го Сибирь-Япония".
Устав РФГ(Б) УСТАВ Российской Федерации Го (Бадук) можно также прочитать на данном сайте
Описание комплекта и правил игры
История возникновения и развития игры Го
Толковый словарь терминов игры го
В Санкт-Петербурге завершился Финал Чемпионата России (см. результаты в колонке справа). Чемпионом стал Андрей Кульков (Казань, на фото - справа на втором плане), второй - Руслан Сайфуллин (Пермь), третий - Илья Шикшин (Казань)
(25 ~ 30.01.2004). Поздравляем призеров, особенно Илью, который еще не вышел из пионерского возраста, а уже составляет серьезную конкуренцию опытным гроссмейстерам. Поздравляем также и тренера чемпиона и третьего призера - зтр Шикшина Валерия Дмитриевича! Успехов Вам!


В Москве завершился IX Кубок посла Японии (25 ~ 26.10). Певый снова А.Динерштейн, на втором месте - Р.Сахабутдинов, третий - А.Кульков.

Завершился Первый Чемпионат мира по Бадук среди любителей (Корея, Инчеон, 27.09 ~ 3.10). В четверку полуфиналистов пробился Дмитрий Богацкий (6д, Украина), который по итогам финала так и остался на четвертом месте, а двукратный чемпион Европы, многократный чемпион России А.Лазарев по коэффициенту оказался на шестом месте. Как бы то ни было, но это успех наших игроков! Результаты Чемпионата см. в Results

Завершился 47-й Европейский Го-конгресс. Итоги европейского первенства: впереди остальной Европы - россияне: певым снова (уже в четвертый раз) стал А.Динерштейн, а двукратный чемпион Европы А.Лазарев на этот раз стал вторым. Остальные результаты смотрите на странице Results

Главная сенсация старта - победа Ильи Шикшина над Александром Динерштейном, а главная сенсация финиша - итоговое пятое место Ильи в такой сильной компании (в этом году состав участников европейского первенства включал пять седьмых данов!).


Вперед, Россия! В первом туре профессионального турнира 8-го кубка LG Александр Динерштейн выиграл свою партию против О Риссея: 1,5 очка!!!


Александр Динерштейн

На форуме клуба "Восхождение" известие о победе Александра Динерштейна вызвало бурю положительных откликов. Вот часть из них:

...Поздравляем Александра с важной победой!

...Желаю, чтобы подобные успехи стали хорошей традицией.

...Эта победа войдет в историю российского го. Желаю Александру дальнейших успехов.

...Саша, это эпохальная победа, ты - герой!

...Саша! Поздравляю! Горжусь, что ты был моим учеником. Вот ты и взялся за профессиональную элиту.

(Заслуженный тренер России, тренер Александра до его перехода в профессионалы Валерий Шикшин).

Ну и завершающим аккордом - ода А.Битмана по этому случаю:

На день 17 июня
О Риссей, будь благословенен
Тот самый день и самый час,
Когда, остыв от треволнений,
Ты произнес смиренно: пас…

Должно быть радостно японцам –
Ведь это их же семена,
Взошедши под российским солнцем
Так изменили времена.

Шкалу разрядов развернули –
Чем меньше даны, тем сильней,
Теперь ни Гаусс, ни Бернулли
Не верят выдумке своей…


А ведь впервые усомнился
Опять же, Ветров наш, Илья, 
Над формой колокола бился, 
Вопросы ставя "от нуля".

Но это, впрочем, всё – детали,
А вывод радостный – таков:
Мы все сильней как будто стали,
Освободились от оков.

Преодолен победой Саши 
Психологический барьер,
Он наш Геракл, он гордость наша,
Он – трудолюбия пример!

А.Битман, 17.06.2003

Обсуждение рейтинг-ситемы:

СПЕЦфорум по рейтингy

Проект рейтинг-системы

ЧАВО по рейтингy


Российская Федерация Го (Бадук) разработала новый цветной Го-комплект:

Развивающая игра Го: 9х9

Выпуск такого комплекта, сам по себе, интереснейший проект (по материалам сайта Клуба "Восхождение").


Магия не только в Го
загляните на страницу
WEB-GO/16.05.2003/

На финале Чемпионата России
На сайт Федерации Го СПб Играют: О.Межов - Д.Сурин
 
               Чемпионат России, финал
 N Игрок        Город        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 О  К  М 
 1 Чебурахов А  Москва       X 1 1 0 0 0 0 0 0 1  3  -  8 
 2 Межов О.     Москва       0 X 1 0 1 0 1 0 0 1  4  9  6 
 3 Немлий И.    Казань       0 0 X 0 0 0 0 0 0 1  1  -  9 
 4 Кульков А.   Казань       1 1 1 X 1 1 0 1 1 1  8 33  1 
 5 Санкин Т.    Ижевск       1 0 1 0 X 0 1 0 0 1  4  8  7 
 6 Сайфуллин Р. Пермь        1 1 1 0 1 X 1 1 1 1  8 29  2 
 7 Лазарев А.   Петрозаводск 1 0 1 1 0 0 X 0 0 1  4 12  5
 8 Шикшин И.    Казань       1 1 1 0 1 0 1 Х 1 1  7  -  3 
 9 Сурин Д.     Пермь        1 1 1 0 1 0 1 0 Х 1  6  -  4 
10 Нилов Г.     С.-Петербург 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Х  0  - 10
ПРИМЕЧАНИЕ: Фото и таблица с сайта Федерации Го С.-Петербурга

На кубке посла Японии в России
  Итоги Кубка японского посла
 1 Dinerstein A.    7d Rus 28
 2 Sakhabutdinov R. 5d Rus 27
 3 Kulkov A.        6d Rus 27
 4 Bogackij D.      6d Ukr 26
   Lazarev A.       6d Rus 26
 6 Gomenjuk A.      5d Rus 26
 7 Surin D.         6d Rus 26
 8 Galchenko M.     5d Ukr 25
   Frelikh E.       4d Rus 25
10 Bogackij A.      4d Ukr 25
11 Siivola M.       5d Fin 25
12 Khavin V.        3d Rus 25
13 Cheburakhov A.   5d Rus 25
14 Pljushch J.      4d Ukr 25

Япония побеждает Корею с перевесом в пол-очка
Итоги Чемпионата мира 

   1. Satoshi Hiraoka (Japan)
   2. Junghwan Kim (Korea)
   3. Emil Nijhuis (Netherlands)
   4. Dmytro Bogatskyy (Ukraine)

      Финальная партия:
    
 Junghwan Kim - Satoshi Hiraoka 0:1

      За третье место:
 
 Emil Nijhuis - Dmytro Bogatskyy 1:0
ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ТАБЛИЦЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЭТАПА:
NO Nationality / Name         1R   2R   3R   4R   5R   6R  WON SOS  SOSOS  Rank

 4 Kr Junghwan Kim          |O 33|O  5|O 15|O  8|O 18|O  2| 6 | 24 | 132 |  1
 2 Jp Satoshi Hiraoka       |O 20|O  3|O  1|O  5|O 19|X  4| 5 | 26 | 127 |  2
14 Nl Emil Nijhuis          |X 15|O 46|O 24|O 31|O 12|O 19| 5 | 25 | 131 |  3
15 Uk Dmytro Bogatskyy      |O 14|O 35|O  9|X  2|O 13|O 11| 5 | 25 | 130 |  4
 1 Cn Yi Guo Sun            |O 34|O 25|X  2|O 43|O  8|O 45| 5 | 22 | 124 |  5
 5 Ru Alexey Lazarev        |O 42|X  4|O 38|O 41|O 28|O 18| 5 | 20 | 118 |  6
 6 Ca Suhkjoo Yoon          |X 31|O 54|O 26|O 57|O  9|O 27| 5 | 17 | 115 |  7
 8 Tw Yi-Cheng Shin         |O 24|O  7|O 12|X  4|X  1|O 48| 4 | 25 | 126 |  8
31 Fi Vesa Laatikaine       |O  6|O 29|X 19|X 14|O 10|O 21| 4 | 23 | 116 |  9
 9 Cz Vladimir Danek        |O 43|O 10|X 15|O 36|X  6|O 40| 4 | 23 | 115 | 10
45 Lu Laurent Heiser        |O 27|X 14|O 17|O 48|O 29|X  1| 4 | 22 | 123 | 11
18 Ro Burzo Gheorghe Cornel |O 51|O 17|O 11|O 16|X  4|X  6| 4 | 22 | 119 | 12
19 Pl Leszek Soldan         |O 50|O 21|O 31|O 40|X  2|X 14| 4 | 21 | 124 | 13
11 US Junghoon Lee          |O 26|O 30|X 18|O  3|O 40|X 15| 4 | 21 | 120 | 14
12 Fr Jeff Seailles         |O 38|O 32|X  8|O  7|X 14|O 17| 4 | 20 | 124 | 15
24 Be Jan Bogaerts          |X  8|O 34|X 14|O 39|O 41|O 16| 4 | 20 | 124 | 15
13 Hu Diana Koszegi         |X 32|O 49|O 28|O 10|X 18|O  7| 4 | 19 | 113 | 17
 3 Au Raphael Shin          |O 37|X  2|O 25|X 11|O 22|O 44| 4 | 19 | 111 | 18
36 UK Matthew Macfadyen     |O 57|O 48|X 40|X  9|O 25|O 29| 4 | 18 | 115 | 19
 
Подробный отчет о турнире Яна ван Ронгена:
http://www.xs4all.nl/~rongen17/korea/

Отчет Бернхарда Шилда:
http://members.chello.at/pokspace/incheon03/players2.htm/

Кое-что о рейтинге

Рейтинг - это термин, происходящий из теории вероятностей и математической статистики. Дословно "рейтинг" (rating) означает "оценка". Что же "оценивает" рейтинг? Во многих сферах человеческой деятельности встречаются величины (признаки, параметры), имеющие предположительно численную природу, но конкретные значения этих величин, однако, не поддаются прямому физическому измерению. Многовековая практика выработала для таких величин так называемые методы экспертных оценок, когда группа лиц ("экспертов") дает заключение о характере распределения величины по некоторой, достаточно условной в большинстве случаев, шкале числовых значений. Примерами могут быть рейтинги популярности политиков, отдельных артистов и творческих коллективов, оценки успеваемости в образовании, оценки спортсменов при выступлении на соревнованиях в таких видах спорта, как художественая и спортивная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, фристайл и т.п. Примененяют рейтинги и в некоторых командных видах спорта, например футбольные рейтинги европейских стран или рейтинги ФИФА.

В таких игровых видах спорта, как теннис, шахматы, шашки и некоторых других, применение рейтингов в целях ранжировки спортсменов по силе игры стало общепринятой нормой, хотя там есть и прямые методы сопоставления - путем проведения соревнований. Но необходимость рейтингов в спорте обусловливается тем, что, во-первых, всех собрать на одно глобальное соревнование невозможно, и во-вторых - расстановка по местам дает только ранжировку на данном соревновании, не всегда объективно отражающую реальное соотношение сил среди всех спортсменов. Кроме того, сила спортсмена - очень переменчивый фактор, требующий для оперативного отслеживания его изменения дополнительных методов. В роли одного из таких методов и выступает применяемая в том или ином виде спорта рейтинг-система (РС), представляющая собой совокупность математических методов вычисления "оценки" - рейтинга отдельных спортсменов или команд по результатам выступления в различных соревнованиях.

Исторически первыми РС в спорте можно считать спортивные классификации по разрядам и званиям. Развитие спорта и рост популярности этой сферы деятельности привели к необходимости введения более точных шкал и, соответственно, методов оценки уровня мастерства. Поистине революционным шагом можно считать разработку профессором А.Эло в 50-х годах XX века новой системы оценки относительной силы шахматистов, которую с тех пор и называют его именем: "рейтинг-система Эло". Большинство современных РС в той или иной степени основываются на идеях, заложенных в РС Эло.

Итак, РС нужны для максимально точного отражения соотношения сил, "ранжировки", и динамичного отслеживания изменения этого соотношения, выражаемого в распределении численных значений некоторого условного параметра, когда в той или иной сфере деятельности отсутствуют прямые методы физического измерения оцениваемой величины. Другой не менее важной задачей РС является предсказание будущих результатов, т.е. математически обоснованное прогнозирование, с которой РС типа Эло успешно справляются на протяжении вот уже полувековой истории своего существования.

Каковы же основополагающие принципы построения современных РС?

Каждому участнику РС приписывается некоторая условная численная величина - "рейтинг", отражающая уровень мастерства, силу игры, авторитетность или значимость этого члена РС в данной сфере деятельности. Методами математической статистики, как правило, может быть определен доверительный интервал и доверительная вероятность, характеризующие точность РС. Популярно это означает, что оценка с помощью рейтинга имеет вероятностный характер и абсолютно точно указать оцениваемый параметр в принципе невозможно. Например, спортивные классификации имели в вероятностном смысле точность порядка 1-2 разряда (величина доверительного интервала) с доверительной вероятностью порядка 50%. То есть, про спортсмена, например шахматиста 1-го разряда, можно было сказать: "вероятность того, что данный спортсмен соответствует признанному уровню 1-го разряда (не ниже самых слабых перворазрядников и не выше самых сильных) примерно равна 50%". Эта оценка, конечно, грубая и условная. Вполне может быть, что где-то точность была и выше, а где-то и ниже. Для более строгих заключений необходимо анализировать систему присвоения разрядов и статистические данные по всем выступлениям всех спортсменов в соревнованиях.

Ограничимся далее только сферой спорта и рассмотрим, как "работают" РС. Рейтинг изменяется в зависимости от выступления на соревнованиях. Если результат превосходит прогнозируемую величину - рейтинг повышается, в противном случае - понижается. Поправки вычисляются по формулам, обосновываемым с помощью методов матстатистики. Как правило, РС увязываются с существующими традиционными классификациями типа разрядов и званий - в условия выполнения квалификационных требований включаются условия и по рейтингу. Для го обычно стремятся РС увязать с традиционной системой кю-данов, для чего при расчете поправок к рейтингу учитываются и выступления в форовых турнирах, а даны и кю сопоставляются с определенными значениями рейтинга.

Вот, кратко, суть РС, в том числе и РС Эло, без которой сегодня уже трудно представить себе шахматный мир, а также многие другие сферы деятельности. Несколько слов о некоторых практических РС и их особенностях. В теннисе применяют РС другого типа. Ранжировка определяется по результатам турниров, причем влияние их на рейтинг зависит от значимости, главным критерием которой является призовой фонд. Точность и достоверность в этой РС достаточно обоснованно определить вряд ли возможно. Шахматная РС выявила в процессе использования ряд отрицательных моментов, главным из которых является снижение рейтинга ведущих шахматистов при включении в РС новых быстро прогрессирующих шахматистов. Для борьбы с этим были разработаны специальные условия входа в РС для молодых мастеров. Были некоторые проблемы и при согласовании национальных рейтингов с рейтингом ФИДЕ, пока не перешли к единой мировой РС. В других видах игр (шашки, го) РС в основном повторяют шахматную, с некоторыми модификациями. Опыт применения РС типа Эло имеют AGA (Американская го-ассоциация), ряд европейских национальных го-федераций, а также Европейская го-федерация (ЕГФ). В целом дисбаланс по национальным РС достигает почти 2 дана (а в области нижних кю, скорее всего, еще больше), что подтверждается статистическими данными, опубликованными на сайте ЕГФ.

Сегодня, в связи с бурным прогрессом информационных технологий, становятся популярными различные состязания через интернет. Существует порядка двух десятков игровых го-серверов. На всех из них применяются РС, как правило согласованные с традиционным форовым принципом. Исключением является, пожалуй, только китайский сервер CTN (другое название - Harmony Go Server), на котором практически не играются форовые партии. В результате, хотя РС и выстраивает всех по ранжиру, ни о никаком соответствии данов и кю этого сервера и других РС говорить не приходится, так как известны (и не один) игроки, имеющие подтвержденный 1-3 дан на серверах KGS, NNGS, WING, IGS, LGS и быстро опускающиеся до 4-8 кю на сервере CTN. Не все серверы используют РС типа Эло. Часть серверов применяют РС итерационного типа (KGS, возможно NNGS), в которых текущий рейтинг зависит от почти всей предыстории, т.е. после каждой новой партии проводятся итерации по рейтингу с целью обеспечить максимальное совпадение результата по всем учитываемым партиям с вероятностным прогнозом (без учета возможного изменения силы игры за охватываемый период). В целом наблюдается большой разброс в оценке одних и тех же игроков в различных РС. Неизбежное сползание рейтингов (о механизме этого явления будет сказано отдельно) вынуждает администрацию серверов время от времени производить разовые корректировки рейтингов в сторону увеличения (скорей всего на базе экспертных оценок).

Общие выводы из приведенного обзора таковы. Большинство РС базируется сегодня на принципах, заложенных А.Эло в шахматной РС. Главные проблемы: привязка к традиционным классификациям, эффект сползания рейтингов, несогласованность различных РС, недостаточная обоснованность параметров РС или полное отсутствие таковой в математическом плане.

Так что же мы, российские игроки го, ожидаем получить от РС?

Во-первых, РС должна достаточно точно отображать расстановку сил во всей шкале уровней игры (при соответствующей доверительной вероятности, желательно поближе к 100%). Прикидки на основе теоретико-вероятностного анализа и методов матстатистики позволяют надеяться получить точность порядка плюс-минус 25 очков рейтинга в группе данов с достоверностью для стабильных игроков не менее 90%. В группе кю-игроков точность плавно должна снижаться к самому низу примерно в 2-3 раза. Это очень приличная точность и мне неизвестна пока РС (из применяемых сейчас), которая имела бы такие хорошие показатели.

Во-вторых, РС должна быть устойчивой к различным возмущениям типа быстрого роста или случайных колебаний уровня игры у отдельных нестабильных игроков, ошибок начального присвоения и т.п. РС должна быть защищена от таких нежелательных явлений, как сползание рейтинга отдельных групп стабильных игроков или всей системы в целом. С другой стороны, рейтинг должен достаточно оперативно (за 1-2 турнира) поспевать за динамикой изменения силы игры у быстро прогрессирующих игроков.

В-третьих, РС должна быть согласована с традиционной системой кю-данов так, чтобы уровень игры, определяемый присвоенными и подтвержденными официально разрядами (данами) и званиями, соответствовал принятому для этого уровня рейтингу в пределах декларируемой точности. Ну и желательно, чтобы РС была максимально согласована с другими РС, принятыми в международной практике го.

Все формулы и параметры РС должны обосновываться математическими методами и постоянно уточняться по результатам статистического анализа учитываемых рейтинговых партий, включая форовые.

Такая почти идеальная РС пока не создана, но мы будем стремиться максимально приблизиться к ней.



Этот класс для занятий го просто переполнен детьми.
Сериал "Хикару но го" и популярность Го в Японии

В Японии к концу двадцатого века появилась озабоченность в связи со снижением интереса к игре Го со стороны молодежи. Число увлекающихся этой древней и популярной игрой сократилось с 12 млн в 70-х годах до 3,9 млн в 1998 году. И вот, в 1999 году выходит манга "Хикару но го", а с 2001 года появляется аналогичный сериал - аниме. Это привело к резкому скачку популярности игры Го у детей. Можно сказать, что го в Японии сейчас переживает небывалый бум. Фотография, приведенная здесь, наглядно подтверждает этот факт. Она взята из журнала "Ниппония", No. 22 от 15 сентября 2002 г. Там опубликована статья Мацуока Хитоси "Серия манга зажигает искру всеобщего увлечения игрой в го среди детей". Вот выдержка из статьи (ссылки на японский источник см. на сайте Украинской федерации Го, надо последовательно зайти через меню на "кое-что о Го", "литература на русском языке" и смотреть раздел "литература о Го он-лайн"):
"...Из древних настольных игр у Запада есть шахматы, а у Востока - го. В Японии го считали игрой для пожилых, и поэтому люди не баловали её особым вниманием, особенно молодёжь. Но несколько лет тому назад ситуация изменилась, и сейчас го переживает небывалый бум популярности среди учеников начальной школы и младших классов средней школы."

Наверх
Главная (index)
Наверх
http://minecraft-total.ru/index/0-4
Hosted by uCoz